«Платон» может быть расширен

Не так давно прошел слух о планах Минтранса распространить систему «Платон» на мелко- и среднетоннажные грузовики. Комментарии от официальных лиц на сей счет поступают крайне противоречивые. Но уже сейчас можно строить прогнозы на случай воплощения этой резонансной инициативы в жизнь. 

 В последние годы многие шаги Минтранса принимаются обществом «в штыки». Негатив перевозчиков можно понять, ведь большинство проектов ведомства, прежде всего, бьют по их карманам. Среди самых громких планов, просочившихся в СМИ – расширение и удорожание «Платона», а также возможность введения «черных ящиков» для автомобилей. Первый вызывает больше всего опасений и пессимизма среди игроков рынка автомобильных грузоперевозок.

 Массовая «платонизация» – быть или не быть? 

«Платон» был не без скандалов запущен 15 ноября 2015 года. Тогда по всей стране дальнобойщики устраивали масштабные акции протеста, называя систему не иначе как «побором». Власти прислушались к голосу народа и снизили вводимую плату с 3,73 до 1,53р за километр. Послабление оказалось временным – уже к середине 2017 года тарифы заработают на «полную катушку». Вкупе с этим некоторые СМИ стали сообщать о возможном вовлечении в систему автомобилей массой от 3,5 тонн. На сайте госзакупок был найден контракт о «научном обосновании целесообразности» подобных действий. Подрядчиком исследования стала Высшая Школа Экономики. По данным на конец ноября 2016 года, работы над ним еще продолжаются. 
"Платон" расширение
 Представители Минтранса не были доступны для оперативных комментариев, однако позднее их удалось получить от директора центра экономики транспорта ВШЭ Татьяны Кулаковой. Она подтвердила, что аналитическая работа по заказу ведомства ведется. Также эксперт предположила – в случае подтверждения целесообразности проекта, он может быть реализован в течение ближайших двух-трех лет. 
 
Сторонники «платонизации» всех грузовиков убеждены в ее пользе для бюджета и самих перевозчиков. Так, некоторые считают, что система вынудит бизнесменов оптимизировать и обновлять парк своих автомобилей. Сами игроки рынка настроены гораздо пессимистичней. По мнению члена Международного профсоюза водителей-профессионалов Сергея Березина, к покупке новых машин уже простимулировали новые экостандарты. А поголовное введение «Платона» просто уничтожит многих мелких и средних предпринимателей. 

 Министерство транспорта отреагировало на возникший резонанс и заверило, что вопрос расширения «Платона» пока просто изучается. Однако, по мнению многих экспертов и дальнобойщиков, вероятность того, что система распространится на мелко- и среднетоннажную технику, близка к 100%. Если это случится, дальнейшие экономические и социальные последствия будет трудно предугадать. Но активизация протестных настроений и повышение цен на розничные товары станут практически неизбежны.